[автор]  [основная страница]

Тезисы о Русской Идее

1. Вступление. Попытка диагноза.

Что делать? Наверное, нужно перестать задавать себе этот вопрос. Все механические средства воздействия на действительность от экспроприации и национализации до, наоборот, приватизации уже исчерпаны. В заимствованные на Западе схемы наша жизнь не помещается. Самобытность мешает. Очень большая. И непонятная. Остается последняя надежда на революцию... в головах. Нищее и разобщенное население должно стать единым и сильным организмом, ощутить созидательный энтузиазм, научиться любить друг друга и гордиться своей принадлежностью Великому Целому. Возможна ли такая метаморфоза? Толпа становится коллективом, а население- народом без какого- либо внешнего воздействия только тогда, когда появляется зазор между тем, что есть и тем, что должно быть, между реальностью и миром абсолютных ценностей. Когда есть такой зазор, становится возможным движение к созиданию, реализация в полной мере индивидуальных качеств каждого члена общества. Если вполне уяснена цель, тогда из всех возможных вариантов действия, ты непременно выберешь тот, который приблизит тебя к ней. Не имея ясной исторической перспективы, никто не может быть уверен, что любые его действия не обернутся крупным ляпсусом, последствия которого придется долго избывать.

Сразу о значении слова " абсолютных". Сейчас для каждого из нас единственной абсолютной ценностью является собственная жизнь: " эго" , которое стремится к утверждению себя над другими и тело, которое стремится ко все более качественному удовлетворению своих потребностей. На этом зыбком основании мы выстраиваем систему ценностей, которая у каждого оказывается настолько индивидуальной, насколько индивидуален и неповторим дактилоскопический рисунок на руке. И получается, что люди, собираясь вместе для какого- то общего дела, очень скоро забывают об этом деле и начинают соотносить шкалы, оказываясь в плену дурной относительности. В общественном сознании должно появиться живое и ясное представление о шкале абсолютных ценностей, единой для всех, которая будет выполнять роль маяка и в индивидуальной судьбе, и в судьбе нации.

А пока мы живем без цели. Это то, чего у нас нет как бы сверху. Теперь чего у нас нет как бы снизу. Снизу у нас нет почвы. Наше общество можно назвать обществом прерванных традиций. Самое распространенное мнение ( порочное) , что традиция-это некий застывший во времени ритуал: карнавальные солдатики у Букингемского дворца, японские чайные церемонии и т. д. На самом деле традиции-это живая ткань истории. Осуществление традиции-это передача в полном объеме опыта созидания из души в душу, в живом соприкосновении. Становящаяся индивидуальность, только начинающая себя сознавать, получает средства для своего выражения. Человек, причастный традиции, более устойчив в бытии, более жизнеспособен, его не сдует, не унесет, не поломает-под ним мощная корневая система.

Итак, жизнь наша бесцельна и беспочвенна. Сразу хочется вспомнить школьные уроки русской литературы- Онегина, Печорина, Обломова. Галерею лишних людей. Ощущение, что в эту самую галерею аккуратно вписалась вся наша СНГовия.

Теперь уместно задать вопрос: а как мы, вообще, живем? В том- то и дело, что мы не живем-мы пытаемся выжить. Приспосабливаемся ко все ухудшающимся условиям, мельтешим в поисках средств существования. Мы должны, наконец, осознать, что для того, чтобы условия нашей жизни не ухудшались, их нужно хотя бы воспроизводить, уже не говоря о созидании более благоприятных. А для того, чтобы их воспроизводить, нужно понимать, в чем их смысл.

Трагедия русского народа и просвещенной ее части-интеллигенции состоит в том, что мы мыслим нашу жизнь в категориях, которые никакого отношения к ней не имеют. Как это случилось? У допетровской России были формы для воплощения коллективного творчества и категории для выражения коллективного исторического опыта. Чтобы получить формы выражения собственной индивидуальности, нужно было оторваться от исторической традиции, от " почвы" и приобщиться западной традиции, которая этими формами обладала. Человек, оторвавшийся от своей традиции перестает видеть ее присутствие в чем бы то ни было. Русский интеллигент-человек с русской душой и европейским умом. Душою он продолжает принимать участие в накоплении коллективного исторического опыта, умом-отстраняется от этого опыта. Эта неразрешимая антиномия никогда не воспринималась интеллигенцией как личная трагедия-в ее сознании это была трагедия окружающей среды, исторических условий. Терзаемая внутренним противоречием, интеллигенция поставила своей целью изменение этих условий. Есть единственная возможность изменить условия, смысла и причины которых не понимаешь, -- это уничтожить эти условия. Что мы и сделали и продолжаем делать вяло, но последовательно.

А ведь для того, чтобы что- то изменить, нужно примириться с этим что- то, принять за основу, за фундамент и уже на нем начинать строить, имея в голове ясное представление о проекте. Мы же роем котлован с целью докопаться до Америки.

Но здесь следует несколько развернуть проблему. В каждом из нас есть опыт понимания смысла условий. Но для того, чтобы стало возможно его осознание, чтобы он начал созидательно работать, его необходимо соотнести с чем- то большим. Русской Идее требуется новое основание, абсолютное. Гуманистическое, воспринятое русской интеллигенцией из эпохи Ренессанса " Человек-мера всех вещей" и положенное в основу коммунистической идеи, рассыпалось в прах вместе с великой империей. Это открытый вопрос.

2. Поиски ответа.

Всякое материальное или общественное явление обусловлено комплексом идей, живущих в общественном сознании. Чем выше способность этого комплекса воспроизводить самого себя в каждый следующий момент времени, чем абсолютнее содержание этого комплекса, тем шире возможности совершенствования данного материального явления или общественного механизма.

Если что- то не случается по желанию даже достаточно авторитетной группы лиц, то это происходит оттого, что нет для этого объективных условий. А объективные условия-это состояние общественного сознания на данный исторический момент. Если перед обществом ставят цель, то смысл этой цели должен целиком отразиться в общественном сознании. В сознании каждого члена общества этот смысл должен отождествиться либо с промежуточным, либо с конечным смыслом его индивидуального бытия. Постичь смысл своего бытия человек может только в соотнесении со смыслом общественного бытия. Чем идеальнее и абсолютнее этот смысл, чем больше освоенный им пласт времени, пространства, культуры, тем защищеннее и комфортнее чувствует себя рядовой член этого общества. Его жизненный путь усеян не запретами и ограничениями, а ориентирами, стимулирующими его духовный рост. Достижение цели нематериального порядка предполагает преодоление самого себя, преодоление иллюзии своей ограниченности во времени и пространстве. Чем идеальнее цель, тем выше ее энергетика. Она дает человеку энергию преодоления навстречу его усилию. -Тоталитарная система очень жестко пыталась регламентировать частную жизнь отдельной личности. В первые годы советской власти эта регламентация была оправдана высокой целью - построением земного рая. Поэтому необходимость следования регламенту не воспринималось как насилие, а, наоборот, вызывала в массах энтузиазм. По мере же того, как иссякали аргументы, разрушалась идея ( причина- неверное основание) ,рамки регламента становились более жесткими и менее оправданными. Когда человеческое сознание ограничивают неоправданными запретами, которые оно само не в силах опознать, энергия познания и воспроизведения обращается внутрь и начинается процесс накопления деструктивной энергии, которая прорывается в акте самоуничтожения, как только внешние запреты будут упразднены.

ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД СОЗИДАНИЯ МИРА. ЕГО АЛГОРИТМ.

Исходной посылкой нижеприводимых рассуждений является следующее: человек должен ощущать, осознавать себя, а в идеале быть доказательством Бытия Божия. Всякая иная мировоззренческая установка разрушительна и саморазрушительна. Человек должен сам, без внешних подсказок, свободно и осознанно выбрать между Богом и пустотой. Потому что он этого захотел, обменяв свое бессмертие на свободу. Вера же определяет Богу статус внешнего авторитета. Верующий человек застывает в молитвенном и пассивном ожидании Божьего наказания или Божьей милости. И то, и другое для него - внешние доказательства Бытия Божьего. А Бог - в нем самом. И он требует от человека свободы и движения к себе навстречу. Что значит движение навстречу?

Молитва должна быть обращена не к Богу с просьбой о милости и прощении, а к миру, к человеку, к каждому мгновению земной жизни: " На, возьми, мою любовь, благодарность и благоговение." Если ты способен бережно, глубоко и благодарно принимать все, что дает тебе жизнь: и плохое, и хорошее, в твоей душе открывается источник любви, ощущаешь живое и абсолютно реальное присутствие в себе Бога. Это ощущение требует от тебя постоянного движения самоотдачи. И чем больше отдаешь, тем больше прибывает. Каким образом?

Каждый шаг, любое действие, совершаемое человеком, должны иметь абсолютное значение и подразумевать абсолютную цель. Здесь будет уместно привести фразу главного героя из фильма А. Тарковского " Жертвоприношение": если каждый день наливать в стакан воду из крана, а потом выливать ее в унитаз и при этом верить, что в это самое мгновение в мире что-то меняется к лучшему, в мире, действительно, что-то изменится. ( Приблизительная цитата ) Это высказывание очень точно и емко отражает смысл ритуального действия. И чем выше порог страха или нежелания, который ты преодолеваешь своим действием, тем мощнее заряд любви, преобразующий мир. Таким образом через человеческую душу вечность начинает перетекать в формы времени.

Последовательно осуществляемый принцип свободы и есть способ и одновременно метод существования живой мысли.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА.

К началу века идеальное содержание искусства иссякает. Преградой на пути энергии познания и воспроизведения абсолютного смысла бытия в формах искусства стал позитивистский метод познания. Начинается время экспериментов с пустой формой. Такое искусство производит непредсказуемые в худшем смысле сдвиги в подсознании. Умы, души и сердца людей заполняется пустота. Почему? Для позитивизма истинно только то, что можно повторить в условиях эксперимента. Таким образом, позитивизм отрицает смысл времени (смысл - в возможности воспроизведении замысла) и воспроизводит только формы, которые, громоздясь друг на друга, образуют тот саморазрушающийся хаос, в котором мы сейчас находимся. Еще одна порочная позитивистская установка, которая препятствует взаимноотождествлению и взаимопониманию между людьми и между человеком и культурными ценностями прошлого - "Я - не ты, поэтому мне не больно разъять тебя на составные". Пространство культуры, годное для живого восприятия непрерывности сужается. Каждое следующее поколение все менее восприимчиво к духовным ценностям прошлого. Представьте себе живое и красивое тело молодой девушки и ее же расчлененный труп, из которого вынуты внутренности и разложены по банком с надписями. Мы учим своих детей любить расчлененный труп. Кроме этого, в мертвые и плоские схемы позитивистских средств выражения не может поместиться живой и объемный опыт, поэтому человек не мыслит самого себя, он думает, что он... Он утверждает свою кажимость, а не выражает сущность, и жизнь отвечает ему тем же, увлекая, пленяя и калеча иллюзиями. Мы не пытаемся понять друг друга, мы оцениваем и классифицируем. Хотя ни у кого из нас нет права на оценку, потому что оценка предполагает абсолютное основание. Но и Бог этого не делает. Человеческая душа после смерти сама себе определяет место той иерархии смыслов, которая и есть Бог.

МУЖЧИНА становится мужчиной, обретает энергетические и нравственные признаки пола (силу и активность), когда получает возможность сущестно отождествлять себя с чем-то идеальным, с чем-то, что существует без внешних условий и причин и вопреки им, как свидетельство реальности иного. К началу 20 века энергия воплощения Христа иссякла и мужчина стал слаб и агрессивен. В этом одна из причин двух мировых войн и причина эмансипации, в результате которой женщина также утрачивает признаки пола. Наша нынешняя бесполость, невозможность движения к созиданию объясняется отсутствием воплощенного в женщине идеального начала. Женщина должна быть ответом на вопрос мужчины "Что такое я?" и "Что такое моя жизнь?". Она должна возвращать мужчине самого себя, оформляя свою потребность в нем, укрупняя и усложняя эту потребность. И возможности для этого бесконечны, так же как бесконечна человеческая душа. Но если мужчина несамодостаточен сущностно, то женщина - энергетически. Мужчина является энергетическим посредником между женщиной и Богом. (Смысл легенды о сотворении Евы из ребра Адама). Отдавая себя мужчине без каких-либо требований и условий, женщина отдает себя Богу и получает от него энергию для воплощения своей индивидуальность, своего живого смысла. Неверно усвоенное представление о смысле грехопадения уничтожило женщину как личность, разделив ее на добродетельную мать семейства и публичную женщину, сделав несчастными обеих.

"В начал было Слово..." А что такое слово? Неподвижный, абсолютных смысл. Нечто, существующее вопреки Ничто, и подвижная форма, стремящаяся к соединению со смыслом и отождествлению в нем. Соединение и непрерывное взаимоотождествление формы и смысла рождает бесконечное множество новых форм и новых смыслов. Поэтому соединение мужчины и женщины таит в себе возможность создания новой Вселенной.

СМЫСЛ ИСТОРИИ. Человеческая история началась с грехопадения. Суть грехопадения не в физическом соединении первых людей (это следствие), а в их духовном разъединении. Было: "Я - это ты". Стало: "Я - это я, ты - это ты. И условия нашего сосуществования и взаимодействия должны быть специально оговорены". И с тех пор человеческая мысль и человеческая история сосредоточенно ищут, время от времени заходя в тупик, такой набор условий (законы, теория права и т.п.) соблюдении которых обеспечивало бы бесконфликтное существование людей либо в рамках одного общества, либо в мире в целом. А решение вопроса в том, что этих условий не должно быть вовсе. "Я - это ты" - единственное возможное условие осуществления десяти заповедей во всей полноте их смысла. Восточнославянская цивилизация возникла как противовес западной цивилизации. Духу индивидуализма был противопоставлен общинный дух. Но "Я - это ты" не могло воплотиться, потому что и "я" и "ты" было растворено в "мы". Допетровская Россия была бесформенна, безлика, безгласна, но идеологически едина. Прививка западной цивилизации дала ей форму, но Россия утрачивает единство содержания. Единое начинает дробиться. Сейчас дробление некогда единого смысла достигло предела. Каждый сейчас осознает себя носителем смысла, который нужно утвердить над другими. Предсказано Достоевским (сон Раскольникова в эпилоге романа "Преступление и наказание"). Цель настоящего исторического периода - синтезировать опыт этих двух состояний Русской Души. За три столетия накоплен огромный опыт преодоления страдания, который не может быть выражен в категориях и формах западной культуры (а только это мы и имеем): он ищет свое Слово. -Условие пробуждения духа нации: сейчас, чтобы сохранить в себе человека, каждый из нас будет вынужден начать поиски опоры в самом себе, потому что внешних опор для этого не осталось, а это - неизбежных путь к Богу, единственному и подлинному основанию Русской Идеи.

Е. Повелица

[автор]  [webmaster]  [основная страница]

Hosted by uCoz